Охрана правопорядка

Печать

Как показывает мировой опыт, ни одно даже самое стабильное государство не может решить проблемы обеспечения общественного порядка только путем оснащения судебно-полицейского аппарата, без опоры власти на сознательные слои населения. Президент Российской Федерации Владимир  Путин по этому поводу отмечал: «Не подлежит сомнению - чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень преступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься ее профилактикой. Подчеркну: этот вопрос должен быть детально продуман. И местным законодательством нужно более четко определять статус общественных организаций, помогающих вести борьбу с противоправными деяниями, а для привлечения добровольцев - находить новые стимулы».

Борьба за укрепление общественного порядка составляет важную задачу государства. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития указано развитие человеческого потенциала России, для чего необходимо обеспечение безопасности и общественного порядка.

 

Экскурс в историю

 

В дореволюционный и послереволюционный период достаточно эффективно действовала система правового обеспечения охраны общественного порядка, общего и индивидуального предупреждения преступлений, где заметную роль играли общественные формирования, граждане. Еще в 1876 году был принят Устав о предупреждении и пресечении преступлений, в котором наряду с профилактикой подлежащих деяний регламентировались некоторые вопросы тактики действий, как органов полиции, так и населения. Устав состоял из пяти разделов: «О предупреждении и пресечении преступлений против веры», «О предупреждении и пресечении преступлений общественного порядка и учреждений правительства», «О предупреждении и пресечении беспорядков при увеселениях и забавах, также о пресечении явного соблазна и разврата в поведении», «О предупреждении и пресечении преступлений против личной безопасности», «О предупреждении и пресечении преступлений против имущества». Возникшие добровольные дружины активно обеспечивали правопорядок, вели борьбу с бандитизмом на дорогах и рабочих окраинах. А в 1915 году была принята первая инструкция по организации добровольных дружин и определен порядок их формирования, правила отбора дружинников, дисциплинарные требования и основные формы работы.

В советские годы милиция работала в тесном контакте с ОСОДМИЛом (добровольным обществом содействия милиции), товарищескими судами, домовыми комитетами, а с конца 1950-х гг. - добровольными народными дружинами. В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено положение «Об общественных пунктах охраны порядка», что еще больше укрепило систему общественной профилактики правонарушений. В стране существовали и развивались различные формы участия граждан в охране общественного порядка, что позволяло снизить уровень правонарушений и бытовой преступности до минимального уровня.

В 1990-е годы в связи с развалом системы социальной профилактики и специально-криминологического предупреждения преступлений, роль общественности в укреплении правопорядка была сведена на нет. Воссоздание этой системы  началось с 2000 года  и продолжается до настоящего времени. Потому что пришло осознание: охрана общественного порядка, соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране немыслимы без участия в этой деятельности граждан России.

Происходящие в нашем обществе динамичные процессы политического, экономического, социального и культурного развития, совершенствование общественных отношений, рост нетерпимости граждан к различным антиобщественным проявлениям - все это требует значительного повышения эффективности охраны всех видов собственности, законности и правопорядка, участия в этом процессе граждан. Это требование в равной степени относится как к предупреждению (профилактике) преступлений, обеспечению правопорядка в городах и сельской местности, так и к участию граждан в обеспечении исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию, что органически соответствует сущности правового государства, его гуманистической направленности, принципам законности и социальной справедливости.

Под охраной общественного порядка понимается осуществление государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций. А также  по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов.

Участие граждан в охране правопорядка законно!

 

В 2014 году принят  Федеральный Закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», регламентирующий взаимодействие народных дружин с органами внутренних дел. Вскоре после него  был принят Закон Ставропольского края  «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Ставропольского края», который привел краевое законодательство в соответствие с федеральным.

Федеральным Законом  установлены принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, в поиске лиц, пропавших без вести,  порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, правовой статус народных дружинников, а также особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка. В нем  предусмотрена полноценная система легализации действий граждан по охране порядка. Жители края имеют право участвовать в охране общественного порядка в качестве членов добровольных народных дружин по охране общественного порядка и общественных объединений правоохранительной направленности.

 

Права граждан при охране порядка

 

В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе:

информировать органы внутренних дел и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел  и иных правоохранительных органов;

участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;

оказывать иное содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести, при этом они имеют право:

оказывать помощь органам внутренних дел  и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести;

получать от органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.

Народные дружины как организация

Народные дружины создаются по инициативе граждан РФ, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.

 

Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду или использовать отличительную символику народного дружинника.

 

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом.

Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Важно знать! У членов народных дружин возникают особые льготы, реализуемые по месту работы.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут предоставлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования. Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.

Важно! Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.

 

Дружина – в каждом населенном пункте

На сегодняшний день  в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности Ставропольского края внесено 319 народных дружин общей численностью более 4000 дружинников. В их число входит 104 дружина из числа членов казачьих обществ, численностью более 1400 казаков. Народные дружины созданы практически в каждом населенном пункте края.

Все они люди ответственные, которые радеют за свой город, село.  Они с удовольствием помогают полиции: выходят на совместные патрулирования, разыскивают пропавших без вести, проверяют с участковыми уполномоченными полиции паспортный режим, распространяют памятки для населения, участвуют в рейдах полиции, выступают в качестве понятых при фиксации административных правонарушений, обеспечивают правопорядок в местах проведения массовых мероприятий.

С принятыми в народную дружину в обязательном  порядке проводится правовая и специальная подготовка,  они изучают действующее законодательство, нормативные акты, регламентирующие охрану правопорядка, формы и методы работы народной дружины по предупреждению и пресечению правонарушений, оказанию доврачебной медицинской помощи, использованию специальных технических средств в случаях, предусмотренных законодательством.

Для расширения возможностей  по привлечению народных дружинников к охране правопорядка правительством  Ставропольского края во взаимодействии с   ГУ МВД России по СК выработаны совместные меры по  привлечению  народных дружин к охране общественного порядка через участие:

в профилактических обходах административных участков с  участковыми уполномоченными полиции,  и инспекторами по делам несовершеннолетних;

в мероприятиях, проводимых в рамках «Единых дней профилактики» с офицерским составом органов внутренних дел.

Решением  краевого штаба народных дружин, оосновным показателем результативности совместной деятельности территориальных ОВД и народных дружин в охране правопорядка определена динамика правонарушений, совершаемых на улицах. Проведенный анализ этого показателя свидетельствует о том, что наибольшее число правонарушений в первом полугодии 2017 г. совершено на улицах городов Ставрополь, Кисловодск, Пятигорск, Невинномысск. Это говорит о  необходимости увеличения присутствия народных дружинников на улицах наших городов.

В этих целях правительством края во взаимодействии с ГУ МВД России по региону, прокуратурой Ставропольского края проработан вопрос осуществления народными дружинниками  самостоятельных выходов в места,  где необходимо их присутствие в целях профилактики совершения правонарушений (площади, парки, рынки, автостанции, территории школ, больниц и т.п.), и где отсутствуют угрозы причинения вреда их жизни и здоровью. В ходе самостоятельных выходов  народные дружинники  будут оперативно информировать полицию о совер­шаемых правонарушениях, об угрозах общественному порядку.  Присутствие народных дружинников на улицах в дневное время позволит жителям края почувствовать свою защищенность, а органам внутренних дел оперативно получать информацию о совершаемых противоправных деяниях, что расширит  их возможности по закреплению доказательственной  базы.

Льготы дружинникам

Необходимо осознавать, что инициатива граждан, которые участвуют в охране общественного правопорядка, обеспечивают покой своих близких, детей должна и стимулироваться.  Понятно, что возможности местных бюджетов ограничены, но сказать спасибо дружинникам через предоставление  им возможных  льгот   необходимо. В этих целях в администрациях муниципальных районов и городских округов Ставропольского края  создана  необходимая нормативно-правовая база.

Народным дружинникам  гарантирован ряд преференций, кроме того, органами местного самоуправления организована работа по страхованию  добровольцев по договорам коллективного страхования от несчастных случаев за счет средств местных бюджетов. Особо отличившиеся дружинники награждаются грамотами, благодарностями, ценными подарками.

Необходимо также отметить, что народная дружина – хорошая школа для парней, которые планируют связать свою жизнь с правоохранительными органами.  Участие граждан в  совместной с ОВД  деятельности по охране правопорядка  предоставляет им перспективную возможность дальнейшего трудоустройства  в   силовых  структурах.

Общественные объединения правоохранительной направленности создаются гражданами на общем собрании по инициативе их учредителей, которых должно быть не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Общественные объединения правоохранительной направленности могут осуществлять свою уставную деятельность как с регистрацией их в качестве юридического лица, так и без неё.

С момента проведения организационного собрания, принятия устава и внесения сведений об общественном объединении правоохранительной направленности в региональный реестр, который ведется ГУ МВД России по Ставропольскому краю, общественное объединение правоохранительной направленности считается созданным и может осуществляет свою уставную деятельность.

На практике это выглядит примерно так. Вы регистрируете свою общественную организацию, составляете график дежурств, договариваетесь друг с другом, участковым уполномоченным, если надо - с подразделениями МЧС о системе оповещения и взаимодействии. Главное, чтобы вы сумели, обнаружив любую опасность, своевременно предупредить о ней и  вызвать помощь.

При этом необходимо знать, что статус формирований общественной самодеятельности и народных дружинников несколько различный, и это продиктовано в первую очередь тем, что они решают разные задачи. Народные дружинники привлекаются к охране общественного порядка в широком смысле этого слова. Дружинник имеет право оказывать содействие сотрудникам полиции в задержании лиц, подозреваемых в совершении правонарушений и в доставлении задержанных в орган внутренних дел для выяснения их личности и обстоятельств нарушения. При этом он не привязан к конкретной улице, а работает там, куда его направил штаб дружины.

А люди, дежурящие в рамках самодеятельного объединения в своем подъезде, дачном кооперативе, например, могут своевременно вызвать полицию, помочь сотрудникам полиции или дружинникам задержать нарушителя. Они не могут быть направлены на уличное дежурство в другой район или принимать участие в обеспечении общественного порядка на другой территории.

В заключение хочется отметить, что помощь людей, которые занимают активную жизненную позицию и добровольно стремятся взаимодействовать в решении разнообразных социальных проблем, может оказаться полезной и правоохранительным органам и органам местного самоуправления.

В конце концов, все мы живем на одной земле вместе. А для того, чтобы сделать нашу общую жизнь лучше и безопаснее, нужны не только полиция, прокуратура или следственные органы. В системе обеспечения общественной безопасности должно занять свое достойное место и сообщество негосударственной сферы безопасности, обладающее уникальным правоохранительным потенциалом. Наша общая безопасность во многом зависит от нас самих: от нашего неравнодушия, в том числе к безопасности своих родных и близких, а также  других,  совершенно незнакомых нам людей. Наше общее благополучие зависит в том числе от нашей активной жизненной позиции, а также от желания не на словах, а на деле отстаивать законные права и свободы  земляков.

А. РУСАНОВ.

При подготовке публикации использованы материалы управления по координации деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка в Ставропольском края аппарата ПСК.

 

Поздравления

Контактная информация

Администрация Кочубеевского
муниципального района
Ставропольского края
индекс:357000, РФ, с. Кочубеевское,
ул. Октябрьской революции 64
Тел. 8(86550)20151
Факс. 8(86550)21720
E-mail: akmr.org@mail.ru 
www.akmr-kochubeevskoe.ru

Победа26

Победа ФМ Ставрополье

ИНВЕСТИЦИИ

Администрация района







Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Опрос

Удовлетворены ли Вы качеством предоставления услуг в сфере архивного дела?
 

Авторизация

Сейчас на сайте находятся:
 327 гостей 

_


Besucherzahler russian ladies
счетчик посещений